МБДОУ д|с "Колокольчик" сл. Б. Мартыновка
НОД "Апельсиновая история"Тема: «Апельсиновая история» Цель: развитие умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете по схеме, используя методы и приемы исследовательской деятельности. 2. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать умение образовывать однокоренные и сложные слова, упражнять в подборе прилагательных, обозначающих качество предметов. 3. Закреплять умение составлять слова из букв. 4. Развивать словотворчество, фантазию, зрительное восприятие детей в процессе формирования конструктивных умений и навыков. 5. Воспитывать целеустремленность, любознательность, умение работать индивидуально и в коллективе. 6. Формировать у детей представления о скрытых в их самих творческих способностях, интерес к себе и своим сверстникам. 7. Развивать внимание (переключаемость, концентрации, устойчивость), творческое мышление, воображение (типизация, схематизация, пластическое, эмоциональное); расширять кругозор, любознательность; развивать изобразительные навыки. 8. Способствовать воспитанию личностных качеств: сострадания, эмпатии, взаимопомощи, поддержка, стремление помочь в трудный момент. Помогать детям в самопознании, само понимании. 9. Совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств. 10. Закреплять знания детей о фруктах: апельсин, мандарин. Материал: 1. Ноутбук. 2. Слайды (детективное агентство, тропический остров, письмо с сообщением, апельсины, апельсиновая страна). 3. Следы с буквами. 4. Лупы. 5. Апельсины (15 шт.) 6. Магнитофон, флеш-накопитель с записью песен «Оранжевое небо», «Чунга-чанга». 7. Емкость с водой. 8. Карточки для записи результатов обследования и составления рассказа. 9. Тарелка и шпажки для фруктов. 10. Салфетки. 11. Карточки с апельсиновыми дольками, с половинкой апельсина, с целым апельсином. 12. Чашка с «апельсиновыми дольками». 13. Картинки слона и муравья. 14. Корзина с шишками. 15. Ель с апельсинами и мандаринами. Ход: 1. часть -Ребята, вы знаете кто такие детективы? Что они делают? Какими они должны быть? А где работают детективы? (слайд – «Детективное агентство «Поиск»). -Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли детективов. Согласны? Наше детективное агентство начинает свою работу. Приходит сообщение (слайд – письмо). -Коллеги, посмотрите, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение. «Самым веселым и находчивым детективам! Срочно нужна помощь! Найдите тропическую страну, в которой растут тропические фрукты. Поможет вам ее найти фрукт, который растет не на пальме, не на елке; не квадратный, не треугольный; не красный, не желтый; первая буква –А, последняя –Н. Жители тропического острова». -Предлагаю немедленно отправиться в путь. Возьмитесь за руки и встаньте в Круг Перемещения в Пространстве. Закройте глаза. Скажем все вместе волшебные слова: «Раз – два – три, на остров попади!» «На острове» (слайд – «Тропический остров») -Вот мы и на острове. Что нам надо найти? Он ведь не мог исчезнуть бесследно? Что нам поможет найти тропическую страну? Приступим к поиску. Что вы видите? Какие странные следы. Это улики. Может они нам помогут. Давайте их соберем и исследуем в нашей лаборатории. -Какого цвета следы? Как вы думаете, чьи это следы? Возьмите лупы и рассмотрите их внимательно. Что в них необычного? Надо буквы соединить, чтобы получилось слово. Как вы думаете, они нам помогут найти загадочный фрукт? -Молодцы, коллеги! Да ведь это же нам подсказка. Какой первый звук в названии этого фрукта? У кого буква – А? Саша, размести букву - А на мольберте. Какая последняя буква? У кого буква - Н. Алина, размести ее на мольберте. -Попробуем отгадать, что же это за фрукт. Давайте вставим пропущенные буквы. А эти следы лишние, их кто-то положил, чтобы нас с вами запутать. (Дети слаживают слово). -Подведем итог нашего расследования. Как называется фрукт? Коллеги, давайте найдём их на нашем острове. II. часть -Что это коллеги? (дети находят ель с апельсинами). – А вот и дерево, на котором растут апельсины. Дети: нет. Гимнастика «Шишки» Чу-чу-чу – шишку я верчу. Жу-жу-жу – в корзину положу. Показ слайдов где растут апельсины. Они требуют тщательного исследования. При их описании будем придерживаться определенного плана. -А вот и план, нам его прислали в помощь жители тропического острова. Приступим к исследованию. Ярко-жёлтый апельсин Милый, жёлтый мячик Я тебя кручу – верчу О тебе узнать хочу · (карточка – цвет) Что мы должны определить? Какого цвета апельсин? Что еще бывает оранжевым? (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) · (карточка – форма) Что мы сейчас должны определить? Какой формы апельсин? Что еще бывает круглым? (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) · (карточка – размер) Как вы думаете, что сейчас будем определять? Апельсин большой или маленький? А ты, как думаешь? (3-4 ребенка) А если муравей посмотрит на апельсин, что он скажет? А если дать оценить апельсин слону? Какой вывод можно сделать? От чего это зависит? Если дети затрудняются, вывод делает воспитатель: «Кому-то апельсин может показаться большим, а кому-то маленьким. Все зависит не только от размера апельсина, но и от размера того, кто его оценивает». (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) · (карточка – твердость) Что, будем сейчас определять? (воспитатель дает апельсин детям) Попробуйте апельсин, он твердый или мягкий? А ты, как думаешь? (3-4 человека) Апельсин твердый и мягкий одновременно. Как можно сказать, какой он? (полутвердый, полумягкий, твердо-мягкий). (вата и камень) (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) · (карточка – запах) Как вы думаете, что сейчас будем определять? Возьмите на тарелке кусочек апельсина и понюхайте его. Есть ли у апельсина запах, как вы думаете? Какой он? (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) Счёт апельсинов: один апельсин, два апельсина и т.д. Игра - «Один-много» Апельсин – апельсины. Мандарин – мандарины. - Назови ласково апельсин, мандарин. - назови лишнее. Апельсин, банан, огурец, вишня. Груша, лук, яблоко, абрикос - Про какой фрукт я говорю? Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин) - из апельсинов – апельсиновый сок, Чем отличается мандарин от апельсина? Отличие апельсина от мандарина 1. Апельсин растет на дереве, мандарин – на кусте. 2. Апельсины созревают в течение круглого года, мандарин – зимой. 3. Апельсин имеет больший размер. 4. Кожура у апельсина более плотная и твердая, очищается тяжелее. 5. У апельсина меньше долек, они с трудом разделяются. 6. В апельсине больше витаминов, чем в мандарине. 7. Апельсин не такой сладкий, как мандарин. 8. Цена на апельсины выше, чем на мандарины. · (карточка – вкус) Что мы будем сейчас определять? Сначала помоем руки. Знаем, знаем – да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется! Попробуйте апельсин, какой он на вкус? (3-4 ребенка) (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) Физкультминутка «Апельсин» Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем ее другой рукой)
· (карточка – плавучесть) Что мы сейчас будем определять? Как вы думаете, если положить апельсин в воду он утонет или нет? Проверим нашу версию. Ваня, погрузи апельсин в воду. Поразительно. Что произошло с апельсином? Как вы думаете, почему он плавает? Давайте рассмотрим апельсин. Возьмите лупы и посмотрите на него. Что вы видите? Правильно, у апельсина на кожуре есть маленькие дырочки, поры. Значит, какая кожура у апельсина? (3-4 ребенка) В этих порах находится воздух, поэтому он те тонет. Так почему не тонет апельсин? (3-4 ребенка) (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) У меня есть еще один апельсин без кожуры. Как вы думаете, он утонет? Давайте проверим. Иди Маша, погрузи очищенный апельсин в воду. Что произошло? Как вы думаете, почему он утонул? (карточка – из чего состоит) Что мы сейчас будем определять? Из чего состоит апельсин? (воспитатель показывает апельсин, который разделен на дольки.) (Воспитатель предлагает ребенку выбрать нужную карточку и записать результат на мольберте) Итак, коллеги, вспомним все, что нам известно о настоящем апельсине. Кто расскажет о нем? (рассказ 1-2 детей по опорным картинкам) 3. часть Коллеги, мы нашли с вами фрукт, который растет в тропической стране. Как он называется? Как называется страна? Подумайте, если это апельсиновая страна, то все, в ней какое? Какое солнце? Какие облака? Какие дома? Какая трава? Какие автомобили? И. т.д. Теперь мы примерно знаем, как выглядит эта страна. Давайте ее создадим из апельсиновых долек. Что мы можем из них выложить? - Коллаж из апельсиновых долек Дети берут дольки апельсинов и ватман, выполняют задание. Выполняют под песню «Оранжевое небо». Выполнив задание, дети рассказывают, что они сделали, придумывая название общей работе. ИТОГ. Воспитатель обращает внимание детей на экран. (слайд – апельсиновая страна) Коллеги посмотрите, так вот же наша апельсиновая страна, которую мы искали. Вам она нравиться? Вы хотели бы жить в этой стране? Почему? Ребята вам понравилось быть детективами? Что вы нового и интересного узнали? Рефлексия -Ребята вам понравилось быть детективами? • Целый апельсин (понравилось) • Пол апельсина (не очень понравилось) • Долька апельсина (не понравилось) (дети выбирают соответствующую картинку) За расследование предлагаю устроить праздничную дискотеку под песню «Чунга-чанга», потом дарит детям апельсины. Каждый – просто молодец! А путешествию - конец! 8 июня 2016 в 13:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.